ISSN 2686 - 9675 (Print)
ISSN 2782 - 1935 (Online)

О формировании механизма противодействия теневым экономическим отношениям в Китае

В рамках третьего периода происходило медленное снижение теневой активности. Доля теневого сектора в 2005 году составляла 14%, а в 2010 году уже 12%. С динамикой теневой экономики в этот период можно ознакомиться на рис. 1. Причиной существования теневого сектора в Китае по сей день является развитие транснациональных и межрегиональных связей экономических субъектов Китая с другими государствами мира, что обуславливает распространение контрабанды, торговли наркотиками и поддельной продукции. Развитие технологий и различных средств коммуникаций, в том числе Интернета, также открывает доступ теневикам для распространения и продажи их продукции по всему миру. Институциональные пробелы также обеспечивают процветание неформальной экономической деятельности в Китае. Жесткие ограничения теневой активности приводят к развитию коррупции на местах. Пытаясь сохранить свой развивающийся теневой бизнес, китайское население прибегает к налаживанию отношений с местными чиновниками путем взяточничества, тем самым увеличивая долю теневых доходов.

В настоящее время доля теневого сектора в ВВП Китая составляет примерно 11%, что говорит о достаточно низкой доле неформальной экономики по сравнению с другими развивающимися странами. Исследование Медины Леандро и Фридриха Шнайдера теневой экономики Китая по модели MIMIC за 1991–2017 гг. показывает, что средним показателем этого сектора в Китае является 14,67% ВВП страны. Максимальный показатель за рассматриваемый период приходится на 2000 год – 16,5% от ВВП. Два показателя позволяют сделать вывод о том, что тенденция изменения масштаба теневой экономики в настоящее время является убывающей.

Что же касается главнейшего показателя теневой деятельности – коррупции, то стоит сказать, что по оценке Transparency International в «Corruption Perceptions Index 2021» (Corruption Perceptions Index 2021), Китай получает 45 баллов из 100 и занимает 66 место среди стран, число которых составляет 183. Данный показатель не является высоким по сравнению с другими государствами мира, однако по сей день коррупция остается важнейшей проблемой в Китае, которую необходимо решить.

Неформальная занятость в Китае также имеет существенный вес в теневом секторе страны, однако официальной статистики по этому показателю в Китае нет. В исследовании Международной организации труда (МОТ) о мировой неформальной занятости были опубликованы данные, основанные на показателях из шести китайских городов: Фучжоу, Гуанчжоу, Шанхай, Шэньян, Сиань и Ухань. Они показали, что доля неформального сектора в общей занятости населения в 2018 г. составляла около 49,7%.

Развивающимся и процветающим сектором теневой экономики в Китае сегодня является также и теневой банкинг. Согласно отчету Moody’s, активы теневого банкинга выросли на 100 млрд юаней (14 млрд долларов США) до 59,1 трлн юаней (8,4 трлн долларов США) в первом квартале 2020 года, что составляет примерно 57% ВВП Китая (Активы теневого банкинга Китая выросли на 100 млрд юаней). Теневой банкинг в XXI веке действует как глобальное явление, которое может повлиять на многие события в мире и в национальных экономиках. В настоящее время во многих странах по масштабу его можно сравнить с традиционной банковской системой. Крупнейшими регионами развития теневого банкинга в Китае является Аомынь (Макао) и Сянган (Гонконг). В 120 китайских городах функционируют около 3350 неофициальных банковских организаций, в которых работают около 150 тыс. человек (Цзя Сун 2016, 102). Прибыль таких структур составляют от 5 до 15% общих объемов дохода банковских структур КНР.

1 — 2023
Автор:
Николаевский Дмитрий Дмитриевич, Московский государственный лингвистический университет, Москва